письмо из пскова
- drgrijalvo
- 23 февр. 2022 г.
- 3 мин. чтения
Обновлено: 11 мар. 2022 г.

Более 500 лет назад, в 1511 году в небольшом монастыре, расположенном к северу от Пскова, было написано письмо, адресованное Василию Великому и настаивающее на особом призвании русского народа и Москвы как третьего Рима.
Таким образом, из того далекого монастыря на дороге в Гдов эта идея русской судьбы, сформулированная монахом Филофеем, не переставала путешествовать по России, орошать и оплодотворять мышление этой великой средней земли, расположенной между Востоком с его созерцательными устремлениями и Западом с его активными и практическими тенденциями.
Более того, на протяжении всего XIX века, от Чаадаева до Достоевского, формулирующего свою концепцию " По́чвенничество ", не было ли уверенности в том, что эта русская земля породит новую форму, способную заявить о себе в мире?
Не было ли в умах славянофилов глубокого убеждения, что этот народ, хотя он и не кажется неотъемлемой частью концерта народов, существует лишь для того, чтобы дать миру несколько славных концертов.
В 1830-х годах Петр Чаадаев в своих письмах о русском народе писал, что "учение, которое им суждено дать, конечно, не пропадет; но кто знает, в какой день они окажутся посреди человечества и какие страдания испытают, прежде чем исполнится их судьба?
Таким образом, с первых дебатов между западниками и славянофилами, с этого вопроса между свободой и индивидуализмом, который оживляет весь идеал "соборности" Алексея Хомякова, с этой глубокой веры в человека, в этом дорогом Бахтину постоянном диалоге между индивидуальным и национальным, который мы находим, От Владимира Соловьева до Николая Федорова, и даже за пределами 20-го века и вплоть до сегодняшнего дня с обновлением концепций "космизма", можно с уверенностью сказать, что эта "Русская идея" никогда окончательно не покидала землю России.
Более того, если англо-американцы всегда пытались продвигать свои модели, как в области идей, так и в экономике, пытаясь навязать свою лексику, свои концепции, а также свои правила и способы ведения дел, то факт остается фактом: "русская идея" всегда была рядом, чтобы предложить, с разной степенью успеха, другие альтернативы.
Итак, в начале XXI века, когда гипотеза о конце истории отступает, как и о создании универсального и однородного государства, в котором доминируют англосаксы, в мире, который вдруг снова стал многополярным, когда западные демократии сами достигают переломного момента, разве "русская идея" не имеет жгучей актуальности? Как отмечает Арсений Гулыга, не звучит ли в нем призыв к возрождению?
Некоторые из нас, французов и европейцев, искренне работающих в самом сердце экономической сферы, решили следовать этой "русской идее" и прислушаться к ее призыву, поскольку мы глубоко убеждены, что помощь России в ее собственном пути развития, далеком от англо-американской гегемонии, является не только нашим долгом, но и попыткой своими действиями внести вклад в укрепление суверенитета европейских народов.
Действительно, мы убеждены, что эта русская идея, то есть то представление, которое Россия имеет о себе и о своем историческом долге, которое требует от нее, как подчеркивал Владимир Соловьев, приложения всех своих национальных способностей к осуществлению идеала, не может быть достигнута отдельно от других народов.
В наше смутное время, когда западная идеология все больше истощается и демонстрирует свою пагубность и иррациональную волю к порабощению, нам кажется, что новая форма национальной судьбы, основанная на постоянном вкладе размышлений на протяжении веков, столь мощно закрепленная в прошлом, указывающая нам возможный путь вперед; подобно маяку, каким была Франция, может возникнуть только на земле, которая никогда не была побеждена, вассализирована или полностью порабощена.
Поэтому следовать этой русской идее, пытаться участвовать в этом великом будущем развитии, быть вовлеченным в этот великий проект - это большая честь для нас, но прежде всего исторический шанс освободиться от нашего господства.
Доктор Грихальво
Псков
22 / 02 / 2022
Comentários